Известно, что научно-технический прогресс объективно приводит неуклонному расширению номенклатуры изготавливаемых изделий. В частности, в Минобороны России ежегодно она увеличивается на 10-15%, что приводит к значительному росту номенклатуры запасных частей к ним. Такое положение, как показывает практика, приводит к неоправданному росту номенклатуры предметов снабжения, наличию большого количества дублирующих изделий, отсутствию их взаимозаменяемости и совместимости, затруднению технического обслуживания и ремонта. Следовательно, если не принять специальных мер по ограничению роста номенклатуры составных частей при создании поставке изделий эффективность техники будет неуклонно снижаться.
В настоящее время для сложной наукоемкой техники характерны следующие тенденции:
- непрерывное усложнение конструкций образцов, обусловленное применением большего числа составных частей при их создании и ослаблением внимания производителей к надежности техники;
- постоянное старение парка изделий, вызванное низкими темпами обновления техники, следствием которого становится рост их разномарочности счет все более широкого применения изделий нескольких поколений;
- использование нескольких независимых систем классификации запасных частей изделий, которые не согласованы между собой и существенно осложняют процесс материально-технического обеспечения.
Указанные факторы, а также недостаточный уровень унификации создаваемой техники выдвинули проблему управления номенклатурой предмет снабжения и их качеством в ряд первоочередных.
Почему это происходит? С одной стороны, динамичное развитие научно-технического прогресса заставляет заказчиков и поставщиков постоянно внедрять новые технологии и повышать научно-технический уровень изделий С другой стороны, отсутствие единого банка данных о разрабатываемой и производимой продукции, недостаточное информационное обеспечение лиц, принимающих решения по ее заказу и закупке приводит к тому, что значительные государственные средства тратятся на разработку изделий уже разработанных применяемых в других отраслях промышленности.
Необходимость рационального использования всех видов имеющих ресурсов на создание, производство, эксплуатацию, утилизацию техники и сокращения бюджетных затрат на закупку продукции для государственных нужд требует обеспечения органов государственного управления оперативной и достоверной информацией о производимой в стране продукции и ее характеристиках.
С этой целью была создана федеральная система каталогизации продукции (ФСКП) для государственных нужд, которая позволяет существенно повысить эффективность использования бюджетных средств за счет централизованного управления номенклатурой и качеством продукции на основе единой системы формализованного описания, сравнительного анализа ее качественных характеристик и доступной единой базой данных с номенклатурой и характеристиками всей разрабатываемой и производящейся продукции.
Процедуры каталогизации предметов снабжения на стадиях жизненно цикла предметов снабжения создают условия эффективного управления заказ ми продукции и оперативного материально-технического снабжения эксплуfтирующих и ремонтных организаций. Каталожная информация является основой принятия объективных решений в сфере заказа, поставки, эксплуатации ремонта продукции.
Основанием для проведения работ по каталогизации в Российской Федерации являются два постановления Правительства РФ: от 11 января 2000 № 26 «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд» и от 2 июня 2001 г. № 436 «О создании и введение в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд».
Каталогизация- комплекс работ по единообразному представлению, сбору, классификации, идентификации, кодированию, регистрации, обработке, хранению и распространению информации о продукции, комплектующих изделиях и материалах, поставляемых (заказываемых) для федеральных государственных нужд.
Другими словами работы по каталогизации заключаются в выявлении предметов снабжения, подлежащих каталогизации, их описании, идентификации и присвоении федеральных номенклатурных номеров предметам снабжения, которые используются во всех операциях заказа, разработки, производств обслуживания, хранения, ремонта и утилизации изделий.
Каталогизации в ФСКП подлежат составные части, комплектующие изделия, запасные части, материалы, являющиеся предметами самостоятельной поставки (заказа) для обеспечения изготовления, эксплуатации и ремонта техники, поставляемой для федеральных государственных нужд.
Первоочередными объектами были установлены предметы снабжения д. нужд обороны и безопасности страны. На этой продукции была отработана методическая база и программное обеспечение создания федерального каталога продукции, соответствующие мировым стандартам в области каталогизации.
В настоящее время разработаны изменения в части требований по каталогизации основополагающих стандартов по разработке изделий: ГОСТ I 15.201-2003 «Система разработки и постановки продукции на производств Военная техника. Тактико-техническое (техническое) задание на выполнен] опытно-конструкторских работ» и ГОСТ РВ 15.203-2001 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей. Основные положения», которые Приказом Федерального агентства техническому регулированию и метрологии приняты и введены в действие с июля 2012 года.
Последние годы требования каталогизации стало одним из обязательных условий государственных контрактов и контрактов в сфере ГОЗ.
Работы по каталогизации регламентируются не только постановлениям Правительства. Разработан целый комплекс национальных стандартов «Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд», а начиная с 2008 года, введен в действие ряд государственных военных стандартов «Каталогизация предметов снабжения ВС РФ».
Включение продукции В Федеральный каталог осуществляется посредством проведения комплекса работ по каталогизации и, в итоге, присвоение продукции Федерального номенклатурного номера (ФНН). Кроме того, в Федеральном каталоге продукции должны быть зарегистрированы разработчики, изготовители и поставщики этой продукции.
Каталогизация должна ответить на ряд важнейших вопросов логистического обеспечения: каковы характеристики продукции; какова стратегия обслуживания и ремонта (силами эксплуатирующей организации, в ремонтной организации, у поставщика или силами ремонтных бригад изготовителя); как организации применяют данную продукцию; как ее заказать, транспортировал хранить и обслуживать; какова актуальная цена продукции у различных поставщиков; что делать в случае отсутствия требуемого предмета и т.д.
Таким образом, система каталогизации представляет собой информационный ресурс, включающий исчерпывающую информацию о характеристиках поставляемой продукции, ее разработчиках, производителях и поставщиках.
Основной задачей каталогизации в процессе разработки и постановки на производство продукции для федеральных государственных нужд являет обеспечение применения ранее разработанных и апробированных предметов снабжения, исключение необоснованных новых разработок и сокращение этой основе средств государственного бюджета.
На стадии разработки изделий основными направлениями использования данных каталога являются:
- установление в соответствующих разделах каталога аналогов составных частей (СЧ) и комплектующих изделий (КИ) изделия для их использования при его разработке;
- обоснование необходимости разработки новых или заимствования уже разработанных составных частей и комплектующих изделий;
- обеспечение проведения работ по стандартизации и унификации изделия;
- проработка вопросов совместимости изделия с взаимодействующими;
- формирование критериев заменяемости и взаимозаменяемости изделия;
- разработка условий упаковывания, транспортирования, хранения, контроля изделия у заказчика (потребителя);
- проработка вопросов технического обслуживания, диагностики и ремонта;
- проведение сопоставительного анализа технического уровня изделий их аналогов, в том числе и лучших зарубежных.
Мировая практика показывает, что значительное количество стран требуют при закупке импортной техники проведения поставщиками процедур каталогизации и информационной поддержки ее на протяжении всего жизненного цикла, как необходимого условия введения закупаемой техники в собственную систему эксплуатации и ремонта.
В современных условиях поставки на мировой рынок систем (комплексов, образцов) военной техники и их запасных частей не могут быть эффективно проведены без осуществления процедуры каталогизации. Это приводит значительным валютным потерям для России. Участие России в международном сотрудничестве в области каталогизации облегчает проведение единой государственной политики в сфере ВТС с зарубежными странами и способ] повысить эффективность продажи отечественных вооружения и военной техники на мировом рынке оружия.
Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что создание единой системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд обеспечивает:
- концентрацию усилий на ресурсосбережении и удовлетворении реальных государственных потребностей меньшей номенклатурой продукции с высокими потребительскими свойствами;
- автоматизированное накопление информации о продукции, особенностях использования каждого изделия и создание банка данных о продукции оперативным доступом и получением необходимой информации;
- повышение эффективности и экономичности материально-технического обеспечения;
- повышение мобилизационной готовности экономики в интересах обороны и безопасности страны;
- усиление связи промышленности с государственным заказчиком в интересах рационального использования ресурсов при создании, закупке, эксплуатации и утилизации продукции.
Опыт функционирования федеральной системы каталогизации США п казал, что она стала эффективным инструментом сдерживания в рыночных экономических условиях необоснованного роста номенклатуры закупаемых государством предметов снабжения. Так, на первом этапе работ в начале 60 гг. количество предметов снабжения было уменьшено с 12 млн. до 4 млн., ч позволило получить экономический эффект более 12 млрд. долларов, при затрат на развертывание системы около 400 млн. долларов.
Кроме того, создание системы каталогизации позволило:
- стабилизировать рост номенклатуры новых предметов снабжения настоящему времени она выросла только до 6 млн. наименований);
- повысить эффективность работ по стандартизации предметов снабжения;
- исключить дублирование составных частей и деталей при разработке новых образцов изделий;
- сократить сроки создания и освоения новой техники;
- упростить систему поставок, повысить эффективность технического обслуживания, ремонта и восстановления техники.
Таким образом, федеральная система каталогизации США за более чем 50-летний срок еe функционирования показала свою эффективность и обеспечила значительную экономию бюджетных средств при закупках продукции для государственных нужд.
Число стран, создавших национальные системы каталогизации, постоянно растет, и сегодня их уже более 60, что также подтверждает эффективность системы каталогизации. На этот факт указывают и расчеты российских специалистов.
Выполненные исследования показали, что применение системы каталогизации в практике работ позволит:
- снизить затраты и уменьшить сроки разработки и производства финальных образцов техники на 20-30 %;
- сократить номенклатуру предметов снабжения на 30-40 % и повысить их технический уровень и качество;
- уменьшить в 10-15 раз трудозатраты на проведение сопоставительного анализа предметов снабжения с целью выявления аналогов или требуемых свойств;
- повысить эффективность работ при разработке и закупке (поставке) предметов снабжения на 20 %;
- сократить затраты на содержание запасов запасных частей и материалов на 10-15 % и оперативность восстановления техники на 20 %.
Л.П. Тарасов, доктор техн. наук, профессор, Президент отделения каталогизации Академии проблем качества